Какие гитары бывают?

 

Гитары бывают очень разные. Однако их великое разнообразие можно свести к нескольким основным типам и группам. А заодно упорядочить терминологию, ибо ряд названий используется не вполне точно, а иногда и вовсе неправильно.

Для начала, гитары бывают электрические и акустические (НЕэлектрические). Первые не имеют "живого" звука и предполагают подключение к усилителю или комбику. Вторые, напротив, самодостаточны, и играют без всяких дополнительных предметов. Существует так же промежуточный тип "электроакустических" гитар - это гитары, имеющие живой звук, но снабженные оборудованием для подключения к усилителю.

Примечание: Акустические гитары - это ВСЕ НЕэлектрогитары. Однако, в последнее время прижилось более узкое понимание этого термина. Так еще называют "эстрадные" гитары с металлическими струнами. А "испанские" гитары с синтетическими струнами называют "классическими". Такая двузначность приводит к путанице, поэтому правильнее пояснять предмет поиска при разговоре...

Об электрических гитарах мы поведаем как-нибудь позднее. И дальнейший текст посвящен только НЕэлектрогитарам.

Все акустические (НЕэлектро) гитары разделяются на две неравные группы: классические гитары под синтетику и собственно акустика с металллическими струнами.

Классическая гитара пришла из Испании, поэтому иначе называется "испанской". Это небольшой инструмент с характерным "классическим" корпусом и синтетическими (в прошлом - жильными) струнами. Устройство классических гитар такое, что они успешно звучат под синтетическими струнами, но металлические струны им противопоказаны в принципе (нагрузка от метал.струн почти втрое больше, чем от синтетики). У них легкие корпуса, гриф широкий, плоский и почти всегда без анкера, головка грифа имеет характерные "просветы", а валы колков увеличенного диаметра. Подставка так же весьма характерная, струны привязываются за нее несложным узлом-петлей.

В музыкальных школах обычно изучают именно классическую гитару. На такой гитаре проще начинать учиться - синтетика меньше режет пальцы ученика. И расстояние между струнами большое (из-за ширины грифа). Синтетические струны имеют глуховатый тембр, для усиления яркости желательно отращивать ногти на правой руке. Медиатором на таких гитарах не играют. Не очень подходят они для рок-музыки. В Испании делают самые лучшие классические гитары. Существует много известных брендов: Alhambra, Alvaro, Sanchez, Rodriguez... В России давно знают чешские гитары Strunal (Cremona). Есть много дешевых китайских марок - Valencia, Adams, Hohner, - несмотря на происхождение, эти гитары пригодны для начального обучения. Но классические гитары хорошего класса в Азии почти не делают, исключая разве что некоторые очень дорогие модели Yamaha. Это по сию пору европейский "продукт". Классические гитары очень "зарегулированы". Т.е. основные размеры и конструкция инструментов этого типа очень похожи у всех производителей. "Целые" (размером 4/4) гитары имеют мензуру 650мм. Для детей до 8 лет применяют гитары 1/2. До 12 лет - 3/4. Размер инструмента надо обязательно оговорить с преподавателем. Для классических гитар очень важны материалы корпуса. Отличия между звучанием гитары с цельной (резонансной) декой и гитарой с декой из ламината легко заметит даже малопосвященный человек. Палисандровые обечайки и дно добавляют объем. Гриф из красного дерева с внутренней врезкой (вместо анкера) будет жить долго и успешно противостоять короблению. Испанский "сапог" верхнего клеца правильно передает нагрузку от струн на корпус. Корпус испанской гитары очень хрупкий и напряженный, но прочный - как скорлупа яйца, которое, как известно, невозможно раздавить в кулаке...Отдельно следует упомянуть о гитарах фламенко. Это классические испанские гитары, но предназначенные для игры в определенном стиле - фламенко. Обечайки и дно у них из кипариса или клена. Дека из ели, причем очень тонкая. Они имеют резкий, громкий звук, бедный низкими частотами. Играют на них специальным плектром или "когтями". Для обычной классической игры они не очень подходят.Акустические (или "эстрадные") гитары - большое семейство непохожих инструментов, объединенных разве что типом струн. Наиболее логичным представляется различать их по корпусам.

"Вестерн" (Дредноут). Это большая массивная гитара, корпус у нее тяжелый, с широкой талией и расширенным низом.Гриф узкий, выпуклый, с анкерным стержнем. Головка грифа почти всегда небольшая, "лопатой", колки расположены с внутренней стороны. Подставка плоская, струны крепятся "кнопками". Струны жесткие, не тоньше 010, иногда даже 012-013. На "вестернах" играют обычно медиатором. Техника игры может быть близка к электрогитарной. Этот тип гитары получил известность благодаря американским фирмам MARTIN и TAYLOR. Он был создан для аккомпанимента в джазовых и фолковых группах. Усилителей тогда еще не было, поэтому была поставлена задача сделать громкую гитару для сцены. Несмотря на громоздкость и жесткость, вестерны сейчас очень распространены. Их с успехом делают в Азии, в том числе по лицензии известных фирм. Нагрузка от жестких струн очень велика, поэтому главное требование к материалам и конструкции - прочность и надежность. Такими струнами можно раскачать и посылочный ящик. Для любительских целей нет необходимости искать вестерн непременно с массивной декой. Во многих случаях гитары с ламинатом звучат сравнимо. А вот хорошая живучесть и гарантия - пригодятся.

"Джамбо". Это так же большая и массивная гитара. Но корпус у нее имеет более округлые формы. И сама гитара не напоминает штангиста или борца сумо. Хотя реально самые крупные гитары как раз джамбо (jumbo - огромный).Как и вестерны, джамбо сделаны под жесткие струны и под медиатор. По звуку они даже громче иногда. Но вообще отличия между этими типами скорее стилистические.

"Фолк". На самом деле, фолк-гитарой Martin называл обычные вестерны-дредноуты. Но сейчас фолком принято называть "малые вестерны". Это гитары с небольшим корпусом, похожим на классический, но с узким вестерновым грифом.Т.е. это небольшие гитары под металлические струны толщиной 010-011. Звучат они заметно тише вестерна, но компактнее и играть на них легче. Поэтому для домашних целей такие гитары очень удобны. В остальном конструкция гитары похожа на вестерн. Гриф обязательно с анкером. Подставка иногда похожа на классическую. Но пружины под декой имеют совсем неклассическое устройство. А гитара весьма прочная.

"Малые джамбо или АС". Это довольно распространенный тип не имеет устоявшегося названия. Landola называет их Artist (AC), Furch - Orchestra (OM). Эти гитары похожи на джамбо, но существенно меньше по размерам. Кроме того, у них часто неглубокий корпус и вырез под руку (катавей).Гриф у них похож на вестерновый, или чуть шире. Это пожалуй, наиболее приятные "домашние" гитары под металл 010. Они негромкие, но очень удобные для жизни и игры. На них иногда ставят электрооборудование и используют для студийных целей.

"Русские гитары". Этот тип ныне известен благодаря самоотверженным усилиям российских гитарных фабрик. И по этой причине отождествляется с низким качеством и убогим дизайном. Что в корне неверно. Ибо русские гитары появились намного раньше сов.промышленности. И качество их может быть очень высокое.

Русские гитары - 7-струнные. Причем совсем не в том смысле, как бывают 7-струнные электрогитары у западных музыкантов (с добавочной струной). У них другой строй (не по квартам). Поэтому аккорды и приемы игры на 7-струнках совсем не похожи на обычные для 6-струнщиков. Этот строй малоудобен для рок-музыки. Но для бардов разного полета очень подходит. (Никитин и Розенбаум в этом строе до сих пор играют). Этот тип похож на "классические" гитары, но гриф у него немного Уже. Корпус менее глубокий. И вообще, гитара небольшая, особенно "цыганочки". Головка грифа с просветами, как на классике. Расположение пружин очень простое, поперечное. Гриф часто с креплением на винте. (Да-да, не только на бобровских гитарах такое крепление бывает. Оно и у мастера Краснощекова использовалось постоянно. А мастер был - не хуже американского немца Мартина...) Бывают такие гитары и с обычным 6-струнным строем. Например мастер Шаров их делает. И даже у финской Landola есть модель LR-85, очень похожая по свойствам.

"Ovation". Так называют акустические гитары с НЕдеревянным корпусом. Деревянная (или ламинированная) у них только дека. А обечайки и дно формуются из синтетического материала - углепластика, эпоксидки, полиэфирной смолы, АБС.Такие гитары придумал американский инженер Каман в середине 20 века. По имени его бренда Ovation называют и сам тип таких гитар. Каман был большой технократ и затейник. Поэтому фактически изобрел новый муз.инструмент. Овейшны по ряду критериев превосходят традиционные гитары. Но живой звук у них все же негромкий. Поэтому чаще их используют как электроакустику - они являются отличным источником сигнала для пьезодатчика. Настоящие Ovation из Америки страшно дороги. Дешевле их корейский филиал - Applause. В России сравнимые с корейцами гитары делает мастер Стрельцов. Есть так же дешевые китайские аналоги - Stagg, Phil, Adams.

 

12-струнные гитары. Такие гитары делают на базе усиленных корпусов вестерн и джамбо, иногда ovation. Гриф у них шире. Сама гитара очень массивная.

Прочность конструкции для 12-струнок - главный критерий. Ибо нагрузка от 12 металлических струн огромная. Можно сказать, что 12-струнка - такой "гитарный джип". Попасть в ремонт 12-струнка может независимо от стоимости. Но дешевая погибнет совсем быстро. Поэтому цены на 12-струнные гитары начинаются от 200$, сэкономить нельзя. Техника игры на 12-струнке отличается от 6-струнки. При умелом использовании такая гитара звучит "как рояль"... Несколько облегчить и продлить жизнь гитары можно, настраивая ее на тон ниже (т.е. не под МИ, а под РЕ). А на 2-й лад поставить каподастр. Особенно актуальна эта хитрость для дешевых 12-струнок. 12-струнные модели есть в линейках большинства брендов. Из недорогих особо выделяются чешские Strunal.

Электроакустические гитары. Строго говоря, любая акустическая гитара может быть превращена в электроакустику. Для этого на нее устанавливается специальное оборудование. Подробнее о нем можно прочитать здесь, в разделе нашего сайта. Некоторые (с виду акустические) инструменты для живого звучания приспособлены мало. Обычно это АС и Ovation с неглубоким корпусом. Живой звук у них совсем тихий и лишен низких частот. Но при подключении акустика хорошая и полная.В линейках большинства производителей есть гитары с электрооборудованием. Часто они сделаны с вырезом под руку (катавей). Это оправданно, поскольку катавей ослабляет живой звук гитары, но на электрический не воздействует. А играть с ним удобнее. Следует иметь в виду, что дешевое оборудование и качество звука даст соответствующее. Поэтому во многих случаях разумнее поставить оборудование после покупки акустики.

©2008 Roman Gorbachev

Hosted by uCoz